Игра и общение

Игра связана не только с изучением ребенком окружающего мира. Она связана с впитыванием новых ощущений, а также чувств и понятий. Таким образом, она развивает внутренний мир ребенка; мир его желаний (чего бы ему хотелось), мир его страхов (чего он опасается), мир его развивающегося воображения и интеллекта.

В семь-восемь месяцев Ральф, сидя на полу, увлеченно занимался набором пластиковых чашек. Он клал туда разные предметы, вынимал, клал их себе в рот и опять вынимал. Судя по всему, он разбирался с понятием того, что такое внутри и снаружи, как одну вещь можно поместить в другую и вытащить ее обратно. До появления слов у детей возникают понятия, и развитие речи — долгая история, которая начинается задолго до того, как будут произнесены первые слова.

Во внешний мир ребенка выталкивает мощное бессознательное желание осмыслить, что с ним происходит. К шести месяцам у Ральфа накопилась масса переживаний, тесно связанных с понятиями «внутри» и «снаружи», переживаний, о которых мы уже рассказывали. Грудь попадает к нему в рот и возвращается наружу. Молоко попадает к нему в живот и наружу не возвращается. Что-то появляется из него наружу при мочеиспускании. Из его глаз появляются слезы, а изо рта — крики. Но его надежно держит мама, папа и кроватка. Его ум тоже начал удерживать различные вещи, но иногда они ускользают. Самые первые физические ощущения, которые были почти неотъемлемы от умственных, начали отделяться. Он стал размышлять над сходствами и различиями.

Похоже, Ральфа так же интересовало, как все работает или происходит. Поев, он откидывался назад и внимательно разглядывал сосок. Затем с серьезным видом брал его указательным и большим пальцами и (хихикая, рассказывала мать подруге) «пытался его открутить». Она, конечно, подшучивала: Ральф еще ничего не знал об инструментах и устройствах. Но его мать интуитивно чувствовала, что у Ральфа появились размышления, которые позже выльются в исследования того, как вещи устроены и как они работают.

Ральфа явно занимала и мысль о том, как вещи связаны между собой. В этом возрасте у детей появляется представление о расстоянии между ними и другими людьми и предметами. Я уже говорила о неосознанном общении с окружающими, которое начинается у ребенка с самого начала. Но постепенно у него развивается способность общаться сознательно. Развитие речи тесно связано с развитием понимания ребенком того, что он является отдельной личностью. Общение путем действия, игр или слов преодолевает расстояние, расстояние между двумя людьми.

То, что существует расстояние, которое нужно преодолеть, сначала понимаем мы, взрослые. Мы понимаем, что ребенок нуждается в развитии своих мощных потребностей в общении; мы чувствуем, что с ним нужно общаться действиями и словами с самого начала. Как уже говорилось, ребенок поворачивается на звук голоса матери, как будто уже слышал его раньше, — действительно, слышал, только тогда еще находясь внутри. Таким образом, голос становится знакомым звуком. Этот звук успокаивает и как бы обволакивает ребенка, становясь частью его ощущения, что он в руках знакомого человека. Вскоре это увязывается с ощущением комфорта или с привлечением внимания, выражением любви, привязанности, желанием понять.

Многие родители инстинктивно разговаривают с детьми с первых же дней. От самого простого «милый, хороший» или «бедняжка» наш язык помогает придать форму и смысл тому, что происходит. Мы не считаем глупым говорить ребенку больше, чем он сможет понять. Мы движемся чуть впереди, а. он пытается нас догнать, и мы его как бы подманиваем. Многие из нас обстоятельно комментируют то, что происходит, особенно оставаясь с ребенком наедине: «Вот какая хорошая девочка... А сейчас мы искупаемся, мама уже налила ванну. Давай мы тебя подержим; а что у нас тут с пеленками? Ой, держись... вот, сейчас... Мама сейчас вернется, нам нужны салфетки». Это не подразумевает, что молчать с ребенком нельзя. Это было бы в корне неверно. Но ребенку нужно говорить какие-то слова и выражать ими какие-то его ощущения.

Конечно, вскоре он начинает лепетать в ответ. Опять же, родители и другие люди, окружающие ребенка, используют собственное воображение, суждения и предчувствия, чтобы понять, что имеет в виду ребенок, и перевести это в соответствующие действия и слова. Иногда сообщение ясно. Когда Джейн, сидя на полу, подняла руки вверх и умоляюще взглянула на маму, та сказала: «Хочешь ко мне, да?» — и поступила согласно словам. Тысячи таких мелких обменов поддерживают в ребенке живой интерес к общению. Когда ребенок чего-то хочет, а его понимают и относятся к этому с вниманием, он доволен сознанием того, что общение происходит успешно.

Гораздо легче избавляться от страхов и огорчений, когда они облечены в слова. В младенчестве начинается долгий процесс, который затем продолжается в детстве: придание неясным, но пугающим явлениям названий и тем самым их понимание. Тревоги, которым нет названия, которые нельзя обдумать и о которых нельзя сказать, становятся причиной ночных кошмаров. Удивительно, как рано дети откликаются, когда с ними говорят, и как они впитывают некоторые значения до того, как у них появляются для этого слова. Если вам кажется, что ребенок вас понимает, значит, он действительно понимает. Не верьте людям, которые говорят, что это не так.

  • Три месяца: где мы?
  • Развитие любви и доверия
  • Борьба с огорчениями и трудностями
  • Проблемы кормления и сна — и как к ним относиться
  • Развитие отношений
  • Стимул и покровительство
  • Отзывчивость и чувствительность
  • Память и мышление
  • Смешанное кормление и прорезание зубов
  • Снова на работу


  • Вернуться в раздел - Детская психология
  • ПОИСК ПО САЙТУ