Детская психология
Мы рады, если наши статьи будут Вам интересны и полезны.
Лайза Миллер учитель, детский психотерапевт. Мать четверых детей.
Первый год — решающий в жизни ребенка. Однако лишь недавно люди стали осознавать, что помимо необходимых ему тепла, еды и чистоты ребенок нуждается в чем-то еще. Конечно, внимание, ласка, любовь и забота нужны были детям всегда; но потребовалось очень много времени, чтобы люди поняли, что все это просто необходимо для здорового развития. Точно так же, как дети не вырастут физически без определенной системы питания и гигиены, они не повзрослеют духовно — в плане чувств, эмоций и мышления, — если не уделять им достаточно внимания и любви.
Вам это, очевидно, известно, Иначе вы не читали бы сейчас эту статью. Мы попытались рассказать о развитии у ребенка чувств и мышления и, соответственно, жизненно важного умения общаться с людьми; о его борьбе с тем, что ему нравится и не нравится, со страхами и удовольствиями, и все это — на фоне углубляющегося понимания мира и растущей независимости. Родители и сами в один прекрасный день вдруг осознают, что эти обворожительные создания — их дети — дают повод для раздумий, а то и для тревог. Цель данной книги состоит как раз в том, чтобы ответить на многие ваши вопросы и помочь вам в вашем естественном и неотложном желании понять ваших детей.
Конечно, не только родители хотят понять детей. Дети, в свою очередь, также сильно нуждаются в том, чтобы их поняли. Родители нужны им для того, чтобы удовлетворить их запросы и помочь разобраться в том, что происходит. Отношения между родителями и детьми обоюдны — и это не преувеличение. Как станет очевидно в дальнейшем, ребенок с самого начала отвечает вам взаимностью. И родители, и дети вызывают друг у друга ответные чувства, так что их общение — это процесс всегда двусторонний.
Поскольку одинаковых детей, как и одинаковых семей, в природе не бывает, подобная книга просто не в состоянии дать как открыть некоторый простор для раздумий. Зачастую оказывается, что нам необходимо поразмыслить над самими собой, над нашими собственными особенностями, достоинствами или недостатками нас как родителей. Почему одни поступки ребенка нас так расстраивают, а другие наполняют такой гордостью? Почему все это доставляет такое наслаждение и в то же время приводит в такое замешательство? Почему-то, что годилось для первого ребенка, не подходит второму? Что необходимо всем детям на свете, а что меняется от ребенка к ребенку, от семьи к семье?
И, наконец, в то время как вы учитесь понимать своего ребенка, он или она учится понимать вас. Дети отнюдь не глупы. Напротив, это очень умные и вдумчивые создания. Просто у них пока мало информации. Они ничего не знают ни о мире, ни о самих себе. За этот год им предстоит многому научиться. Ребенок проходит долгий путь, в течение которого из беспомощного, беззащитного комочка превращается в годовалого малыша, который вовсю учится говорить и двигаться и, в сущности, уже становится маленькой личностью со своим собственным характером. Быстрее всего мы развиваемся именно на первом году жизни.